Тактовые черты

Основой ритмической структуры музыкального произведения являются такты. Каждый такт делится на несколько долей (обычно 2, 3, 4 или 6, в зависимости от музыкального размера), как правило, сильная доля совпадает с началом такта. Абсолютная длительность такта, измеряемая в секундах, зависит от темпа произведения. Если темп строго постоянный, то достаточно задать всего одно число - длительность звучания четвертной ноты. Но в живой музыке не встречается двух тактов абсолютно одинаковой длительности. Темп исполнения постоянно слегка изменяется, подчеркивая те или иные нюансы исполнения. В нотной записи границы такта обозначаются тактовой чертой, причем способ записи ноты зависит от ее расположения относительно тактовых черт. Например, если, при музыкальном размере 4/4, нота длиной в четверть началась в самом начале такта, то она будет обозначена одной четвертной нотой. Если же она началась за 1/8 до конца такта, то правила нотной записи требует обозначить ее как две восьмые ноты, соединенные через тактовую черту лигой, хотя в обоих случаях нота звучит одинаково.

 

При отображении MIDI файла нотным редактором сначала производятся процедура расстановки тактовых черт и квантование. Тактовые черты присутствуют в MIDI файле неявно, и часто не соответствуют реальности. При квантовании позиция и длительность для всех нот устанавливаются в значение, кратное некоторой минимальной длительности (чаще всего 1/32 или 1/16), согласно имеющимся тактовым чертам. Если такты в MIDI файле не соответствуют реальным тактам, то многие ноты оказываются пересекающими границы тактов и долей, нотная запись получается ритмически неправильной и неудобной для чтения и исполнения. Конечно, можно отредактировать такую запись в нотном редакторе, сдвигая ноты таким образом, чтобы они не пересекали границы тактов, но в этом случае мы изменяем звучание произведения. Между тем, на самом деле неправильно расставлены не ноты, а наоборот – тактовые черты. Что можно предпринять в этой ситуации?

 

MIDI в некоторой степени поддерживает точное позиционирование тактовых черт. Это достигается многократным использованием команды смены темпа. Используя эту технику, удается записать тактовые черты в MIDI файл, с некоторыми ограничениями*.

 

Редактор TrueTone позволяет расставлять тактовые черты двумя способами. Во-первых, их можно добавлять, стирать и передвигать  в визуальном режиме. Это может быть удобно в произведении со сложной ритмической структурой. Другой метод – это воспользоваться инструментом Теппинг, который позволяет расставить тактовые черты на слух, причем ориентируясь не только на звучание распознанного MIDI, но и на звучание оригинала. Расставленные таким образом тактовые черты также можно откорректировать в визуальном режиме. Бывает удобно переключить единицы измерения на шкале времени - редактор позволяет отображать как время от начала произведения так и номера тактов.

 

Благодаря Нотному стану, нет необходимости каждый раз экспортировать запись в MIDI и заново открывать в нотном редакторе, чтобы оценить результаты расстановки тактовых черт. Отображение нот на Нотном стане изменяется сразу при перемещении тактовой черты.

 

Начала долей и тактов можно услышать при проигрывании MIDI, включив тактовый метроном.

 

Таким образом, редактор TrueTone позволяет улучшить читаемость нотной записи, получаемой из MIDI файла, не теряя нюансы темпа оригинального исполнения.

 

*Замечание: При появлении слишком длинных (более 5 сек) тактов, при экспорте в MIDI, такие участки заполняются тактами одинаковой длины, в соответствии со значением темпа, указанным в свойствах MIDI файла. Слишком короткие (менее 0,25 сек) – автоматически сливаются с соседним тактом.